Правовое обоснование


ГЛАСНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

Исходя из принципов, заложенных ст. 34 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов и общественных объединений. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится:
- информация о частной жизни физического лица и персональные данные;
- сведения, составляющие государственные секреты;
- служебная информация ограниченного распространения;
- информация, составляющая коммерческую, профессиональную, банковскую и иную охраняемую законом тайну;
- информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда до завершения производства по делу;

- иная информация, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Законодательными актами не предусмотрен запрет на публикацию текстов обращений граждан и юридических лиц, ответов должностных лиц, материалов судебных дел при соблюдении условий предоставления и распространения информации ограниченного пользования.


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Ст. 6 Закона Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" закреплен принцип гласности государственной службы.

В соответствии с абз. 3 ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" информация о деятельности государственных органов, общественных объединений является общедоступной.

Согласно абз. 7 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных» персональные данные, распространенные самим субъектом персональных данных либо с его согласия или распространенные в соответствии с требованиями законодательных актов являются общедоступными.

Абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 211 Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" предусмотрена обязанность публикации (публичного размещения) информации о должности, фамилии, собственном имени, отчестве (при его наличии), номере служебного телефона руководителей и заместителей государственного органа. Закон относит такую информацию к общедоступной.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь "Об информации, информатизации и защите информации" доступ, распространение и (или) предоставление общедоступной информации не может быть ограничен.


ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ИНЫХ ЛИЦ

В соответствии с ч. 1 п. 3 Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами.

Основной перечень условий, не требующих получения согласия субъекта персональных данных (специальных персональных данных) на их обработку приведен в ст. ст. 6, 8 Закона Республики Беларусь «О защите персональных данных».

Публикация персональных данных, специальных персональных данных во всех случаях не допускается, если это затрагивает защищаемую законом тайну третьих лиц без их согласия или государственные секреты.


ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНЫХ ДЕЛ

В соответствии со статьей 114 Конституции Республики Беларусь Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.

Согласно абз. абз. 2, 3 ст. 6, абз. абз. 6, 7 п. 2 ст. 8 Закона Республики Беларусь «О персональных данных» для целей ведения административного и (или) уголовного процесса, осуществления оперативно-розыскной деятельности и осуществления правосудия согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных, специальных персональных данных не требуется.

Пунктами 2, 3, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь «Об обеспечении гласности при осуществлении правосудия и о распространении информации о деятельности судов» от 20 декабря 2013 г. № 11 отмечена необходимость более широкого распространения информации о ходе судебного заседания и деятельности судов через средства массовой информации, сеть Интернет и иными доступными способами. Отмечено право журналистов на собирание и получение информации для осуществления профессиональной деятельности.

Ст. 17 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 21 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 23 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, ст. 2.14 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях установлено, рассмотрение дел в судах является открытым, за исключением случаев, когда в материалах дел содержится информация о государственных секретах, охраняемой законом тайне, иная ограниченная к распространению информация. Обязанность по определению статуса содержащихся в делах информации согласно указанным нормам возложена на суды (на орган, ведущий административный процесс). В соответствии с п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11 проведение закрытого судебного заседания как в отношении всего судебного разбирательства, так и в отношении отдельных его частей допускается лишь при наличии оснований, прямо предусмотренных законом.

Таким образом, информация, содержащаяся в делах при открытых судебных заседаниях (при открытом ведении административного процесса), является общедоступной и ограничений в ее распространении законом не допускаются. К такой информации исходя из вышеприведенных норм относится и содержащихся в делах информация о персональных данных участников процесса и иных лиц.


ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛ

В соответствии с ч. 1 ст. 11.5 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности только с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, а в случае, если такие сведения затрагивают личную жизнь потерпевшего, – с разрешения потерпевшего и в том объеме, в каком он признает это возможным. Персональные данные участников административного процесса могут быть преданы гласности только с согласия таких лиц

Из содержания статьи следует, что «сведения, содержащиеся в деле об административном правонарушении, могут быть преданы гласности только с разрешения судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс», т.е. относятся к текущему (не к завершенному) административному процессу. Более того, установленные ограничения очевидно действуют лишь на стадии подготовки административного дела к рассмотрению по следующим основаниям:

Во-первых, указанная статья содержится в главе 11 «Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению»;

Во-вторых, если исходить из обратного, то мы получили бы прямую коллизию со ст. 2.14 ПИКоАП, в соответствии с ч. 1 которой дело об административном правонарушении рассматривается открыто;

В-третьих, по завершении подготовки дела к рассмотрению данная норма теряет смысл, поскольку со стадии рассмотрения дела ограниченная к распространению информация охраняется посредством закрытых судебных заседаний (ч. ч. 2-5 ст. 2.14 ПИКоАП). То же относится и к персональным данным;

В-четвертых, на ограниченность применения данной нормы указывает и абз. 6 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», в соответствии с которым информация, содержащаяся в делах об административных правонарушениях, материалах и уголовных делах органов уголовного преследования и суда считается ограниченной к распространению лишь до завершения производства по делу. Хотя нужно признать, что данную норму невозможно истолковать однозначно, поскольку не понятно, относится ли фраза «до завершения производства по делу» к административным делам, или только к уголовным делам и материалам. Понятие «завершение производства по делу» ПИКоАП не расшифровывает.

В-пятых, данная статья очевидно не содержит условий в части ограничения гласности. Между тем гласность судебного разбирательства является объективным правом, закрепленным ст. 114 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с нормами которой, а также в соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение данного права возможно лишь в случаях, предусмотренных законом и в строго оговоренных случаях. Ставить реализацию данного права в зависимость от мнения субъектов, да еще и в отсутствие четких критериев такого ограничения, недопустимо.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что ст. 11.5 ПИКоАП устанавливает ряд ограничения лишь на время подготовки дела к рассмотрению. По завершении подготовки дела к рассмотрению данная норма применяться не может, поскольку в этом случае она вступала бы в противоречие с рядом иных норм и, в первую очередь, гарантирующих гласность открытых судебных разбирательств.


ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 17 Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации», абз. 4 ст. 37 Закона Республики Беларусь «О СМИ» публикация материалов по уголовному делу (по материалам) допустима лишь после окончания производства. Данные нормы также противоречат принципам гласности судебного разбирательства и подходу, определенному в Постановлении Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 декабря 2013 г. № 11, в соответствии с которым распространение информации о ходе открытого судебного заседания в средствах массовой информации считается одной из основных форм реализации принципа гласности при осуществлении правосудия. Такие ограничения скорее уместны лишь для досудебного производства, что представляется разумным и согласуется с ч. 1 ст. 179 УПК РБ, запрещающей разглашение данных предварительного следствия. Тем не менее, до нормативного устранения приведенных противоречий при публикации материалов следует придерживаться вышеуказанных ограничительных норм. Закон не определяет момент завершения производства по делу. Очевидно, что таким моментом следует считать момент вступления судебного акта в законную силу.


ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ

Ограничения на публикацию материалов распространяются лишь на дела, рассмотренные в закрытых судебных заседаниях на основании ч. ч. 2, 3 ст. 17 ГПК РБ.

Однако проведение закрытых судебных заседаний в соответствии с ч. 4 ст. 17 ГПК РБ не может служить основанием для запрета публикации таких дел, поскольку положения данной статьи необоснованно ограничивают права граждан на гласность судебного разбирательства. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции Республики Беларусь ограничение прав и свобод личности допускается лишь в исчерпывающем перечне случаев: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Таким образом, такие ограничения не могут определяться лишь субъективной волей участников процесса. В случае коллизии НПА применяются нормы Конституции Республики Беларусь.

В соответствии с ч. 5 ст. 17 ГПК РБ независимо от характера проведения судебного заседания не могут быть ограничены к публикации сведения, содержащиеся в резолютивной части решения в случаях, когда ее оглашение не запрещено законодательством.


ПУБЛИКАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДЕЛ

Ограничения на публикацию материалов экономических дел допускаются лишь в случаях проведения закрытого судебного разбирательства по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 21 ХПК РБ.

При этом с учетом положений ч. 6 ст. 21 ХПК РБ сведения, содержащиеся в резолютивной части решения, к публикации ограничены быть не могут независимо от характера судебного заседания.


ОДНОЗНАЧНЫЙ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИКАЦИЮ МАТЕРИАЛОВ

На ресурсе не может быть размещена информация, перечень которой приведен в ст. 38 Закона Республики Беларусь о «СМИ».